Фантастическая антиутопия Эквилибриум — это возможность задуматься о приоритетах, задачах, внутренней свободе. Сегодня вы прочитаете мой отзыв на фильм Эквилибриум, личную интерпретацию.
Социум – как большое поле. Это система, состоящая из более мелких структур. Структуры – соцгруппы, если не делить на культуры и народы, а только по моделям поведения и образу жизни. Поведение людей определяют инстинкты и архетипы. Любой поступок можно отнести к действию одного из инстинктов. А социальные роли – к архетипам.
Поэтому дома человек может быть сам собой, когда он один. А на людях он часто одевает маски.
Все взаимодействия внутри соцгрупп и тем более между ними – это манипуляции, игры. И все они укладываются в потребности инстинктов.
Отзыв на фильм Эквилибриум
Начало эффектное. Сразу стало интересно. Идея неплохая, хоть она опять же слишком схожа с «Мы» Замятина. Видимо, сложно придумать что-то оригинальнее, чем то, что было в первоисточнике жанра антиутопии.
Когда впервые заговорили о том, что чувства создают войны, я подумала: не так уж и плоха эта мысль. Может быть, некоторым людям и не помешало бы применять лекарство против чувств (прозиум).
А то, что вместе в отрицательными эмоциями умирают положительные, так это правда жизни. Всегда что-то теряешь.
Уничтожение картин
По сюжету сжигали произведения искусств. Только вот, когда показали интерьер здания, там почему-то у «бесчувственных» стояла скульптура, где мужик держит земной шар. Не знаю, как им, но для меня это произведение искусства. Так что это, пожалуй, косячок.
А в целом, ликвидация творчества не новая идея. Стадный человек должен быть глуп и необразован.
Чувства героя
Главный герой колет лекарство, но почему-то он обладает свойством вроде эмпатии. На него, видимо, не особо действует.
Я думаю, если бы в реальном мире была возможность избавить людей от эмоций, то люди не смогли бы существовать.
Все, что мы делаем, это из-за чувств. Мы ищем радости в жизни и боремся с горем. Исчез бы смысл вообще что-то делать.
Можно ли искоренить убийства
Когда главный герой (клерик) обнаруживает друга с книгой, он рассуждает о том, что не стало войн и убийств. Но это неправда, их подразделение постоянно кого-то убивает. И друга он тоже убил.
Это убийство не от эмоций, а от идеи. Не важно, что стало толчком, все равно ничего не изменилось. Я думаю, убить, не чувствуя ничего, проще, значит, убийств должно стать больше. Эквилибриум — рай для психопатов.
Сталинизм
Маленький ребенок сидит и говорит, что видел, как кто-то плакал, значит, на него нужно донести. Внимание, вопрос: Причина? Ведь плакать он мог и от боли. Это не эмоция, это физическое ощущение. Что-то сталинское в этом всем есть. Избавиться так можно от кого угодно.
Выпить лекарство не так круто, как вырезать центр фантазии из мозга (в произведении «Мы»), поэтому здесь у людей есть шанс.
Ребенок у героя жесткий, напомнил мне дите из фильма «Гадкие лебеди». Говорит похожим голосом. И лицо такое же каменное.
Временная «слепота»
У тетки в доме висели зеркала в рамах, до сих пор все были слепые, и – О, чудо!- осенило-таки. Не странновато?
Философия идеи фильма Эквилибриум
Просмотрев часть фильма, я наконец услышала ответ нас вой вопрос: «зачем вы живете?» Как я и думала, смысла нет. Смысл – замкнутый круг. Жить ради сохранения порядка Эквилибриума — это разговор ни о чем, так как нет конечного смысла.
В общем-то, в нашей реальной жизни тоже нет конечного смысла, т.к. конец жизни — это конец всего, что казалось значимым.
Смысл есть только у верующих: они ждут загробной жизни.
Что я думаю о людях
Людей из фильма «Эквилибриум» не должно быть, они ненужное звено природы. У них нет смысла, от них нет пользы планете.
Хотя от нас планете тоже пользы нет. Я думаю, люди из фильма уничтожили бы планету раньше нас, потому что они не могут чувствовать заботу о ней, о своих детях, не могут жалеть природу и планету.
На самом деле логика не работала бы на сохранение мира, если бы не было чувств, мышление шло бы иным путем. Не рациональным, ведь страх — это тоже чувство, значит, не должно быть и страха — инстинкта самосохранения. Никто бы не жил ради цели избежать войн. Было бы просто все равно.
Фильм рассказывает о нереальной цели. Жизнь без эмоций так же невозможна, как коммунизм. Это все не соответствует природе человеческого существа.
Так же в фильме сказано о «справедливой жертве» в виде стирания хороших чувств. Нейтрализация вполне уместна. Гармония, соответствие, уничтожение обоих полюсов.
Концепция Эквилибриума
«Отказались от индивидуальности и в пользу обобщенности, насадили единообразие и взаимоподобие, позволяющее всем жить идентичными жизнями» — это концепция. Она такая же, как и в «Мы».
Я уверена, что никто никогда не будет работать на группу, все живут ради себя. Эгоизм неискореним. И это норма.
Человек заботится только о своих вещах, но не об общих. Как Маленький принц о своей розе. Другие розы ему безразличны.
И знаете еще что? Концепция Эквилибриума говорит о цели людей, которые подвержены стереотипам и общественному мнению. Это те, кто отказались от индивидуальности в пользу обобщенности. Это зомби, полуроботы, образно говоря, а если говорить серьезно, то это просто трусы, боящиеся брать ответственность за свою жизнь.
Крыша и толпа
Я выбрала для себя другой путь – отказавшись от многих стереотипов, формировать индивидуальность. В этом есть смысл. Я верю в загробную жизнь. И я не хочу уйти туда никем. Важно суметь за жизнь земную сформировать собственную личность. Материальное исчезнет, душевные качества останутся.
Невозможно быть элементом единой системы. Это патология. Это ложная цель, ложная идентификация, навязанная общественным мнением, воспитанием и окружением.
Общественное мнение формируют ущербные, которые настолько понимают свою бездарность, что видят единственный способ возвысить себя — это принизить других, опустить на свой уровень, не дать быть кому-то особым. Их идея толпы связана с собственной ущербностью.
Человек, который знает себе цену, не станет стадным, потому что он смотрит сверху себе под ноги, он как будто на крыше небоскреба, а внизу толпа.
Желаю вам быть на этой крыше!
Парадокс
Под лозунгом против войн все время в фильме ведется война. Парадокс. Зато правда. В реальной жизни часто бывает так же — понятия переворачиваются. Оруэлла вспомнила.
Тайники с произведениями искусств аналогичны музею у Замятина. В общем, все слишком схоже по сюжету. Только в этом фильме герои крутые и выглядят, как в «Матрице».
Кульминации Эквилибриума
Сцена с собакой меня впечатлила. Это был ключевой момент, первая кульминация.
Когда клерик стрелял из-за собаки, то была типичная «матрица».
Дальше мы видим естественное продолжение подобных фильмов — клерик не выпил лекарство и стал человеком. Стал жестко мочить своих.
Очень интересен был момент выбора в ловушке между своими и повстанцами. Это вторая кульминация. Развязка момента была отлично продумана – клерик передал право стрелять своему новому «другу». Так стало ясно, на чьей он стороне (друг).
Я думала, планом подполья будет уничтожение лекарства, но целью оказалось — убить вождя.
Третья кульминация — сцена, когда женщина узнала о том, что ее враг больше не враг.
Фильм плох лишь тем, что он слишком боевик, огромная сила одного человека — это нереально, к сожалению. Я в фильме не могла прочувствовать философию, как у Замятина или как у Стругацких. Но в общем, фильм довольно интересен.
Четвертая кульминация — это приказ на кремацию героини. Когда клерик не успел ее спасти, я реально расстроилась. Интересная сцена, хорошо оформленная.
Финал
И опаньки, «друг» вычислил и сдал клерика. Но клерик был хитер и успел вовремя подставить того самого друга. И почему-то у друга, когда его вели на кремацию, был страх смерти, он кричал. Это однозначно проявление эмоций.
Эх, никак не ожидала, что сынок спасет папочку, что он не принимает лекарство. Это крутой поворот.
После теста была снова матрица. Герой стал настолько крут, что круче бывают только яйца, сваренные мной. А друга своего бывшего как он четко убил! Супер просто. Думала, будет длительная драка, а не три взмаха.
Вы когда-нибудь видели бой на пистолетах, как на мечах? Тогда смотрите финальную сцену драки клерика с вождем.
Конец позитивный, как во всех боевиках. Кто не смотрел, есть смысл глянуть. Ну вы поняли, надеюсь, для чего – чтобы подумать над концепцией еще раз и выбрать крышу. Это фильм-мотиватор.
В какие игры мы играем: инстинкты
Стереотипы поведения тоже построены на инстинктах. И все методы убеждения.
Например, проявление инстинкта выживания — стремление к лидерству и подавление других. Это и сам эгоизм.
Социальный инстинкт больше всего выражается в потребности быть значимым, принятым, уважаемым. И с другой стороны, быть как все, не выделяться сильно из толпы.
На этих двух инстинктах построены многие манипуляции.
Популярным является метод убеждения уровня идентичности. Если хочешь быть значимым, значит присоединяйся к известным личностям: купи духи от Димы Билана или крем от Максим! Это самообман, но от него становится легче. Или «все мужики пьют – и ты пей»! Мало кто решится выйти из толпы и стать изгоем. Легче подстраиваться.
Если человека нужно конкретно зазомбировать, ему можно навязать важную миссию.
Так вербуют секты. Кто ж не захочет стать избранным и посвященным. Это касается и коммерческих культов, и любых нетрадиционных школ.
Половой инстинкт используется нередко. И в основном для продажи соответствующих продуктов и для того, чтобы на фоне ужасных условий жизни люди на что-то могли отвлекаться. И создается иллюзия, что жизнь не такая уж и плохая.
К счастью, меньше всего затрагивается материнский инстинкт. Но там все слишком просто. Ставятся заоблачные цены на памперсы и другие крайне необходимые для ребенка вещи. Никуда не денешься.
Игроки и игрушки
Одна из самых распространенных манипуляций — запугивание. Это новости о стихийных бедствиях и концах света. Чтобы люди забыли свои проблемы и они им казались мелочными в сравнении с глобальными, которыми их пугают.
Но смысл один – не выпустить людей из стада на свободу. А свобода, как уже понятно, – это избавлением от страха и стереотипов.
Даже трудно сказать, кто играет людьми, кто лидер социума. Потому что лидеры тоже боятся. Они несвободны. Бедные борются за хлеб, а богатые – за власть. Такое чувство, что система существует сама по себе, а люди в ней – куклы. Все играют всеми. Социум – это маятник.
Поэтому абсолютная свобода существует только теоретически. Практически ее не будет никогда. А если нет свободы, то и счастье очень временно. Есть только мелкие радости.
Конечно, счастье внутри, а не снаружи. Кому-то удается ощущать себя радостно и свободно. Если создать для себя утопический мир и закрыть глаза на внешний. Наверное, это выход.
Но пока мы не стали отшельниками и живем среди людей, придется играть и подстраиваться. Нужно только постараться почаще быть в роли игрока и поменьше в роли игрушки.
Смотрите Эквилибриум и другие антиутопии, так как они помогают задуматься о себе.